Основы здравой психологии

 Холодное чтение: экстрасенсорика или эстрадный фокус?

Холодное чтение (cold reading) – это псевдофеномен (артефакт), демонстрируемый людьми, которые объявляют себя носителями особых способностей: экстрасенсорных, паранормальных и пр. На Западе (в США) холодное чтение – это элемент эстрадных шоу, зрители которых знают, что это фокус, или не знают об этом.

Холодное чтение проходит следующим образом

Экстрасенс, менталист, телепат, ясновидящий, якобы не имея сенсорной информации о человеке (видит его впервые, не задает ему вопросов и пр.), тем не менее, формулирует об этом человеке выводы, которые сам этот человек считает соответствующими действительности, выражая согласие с ними, сопровождающееся удивлением и/или восхищением экстрасенсом, например такое: «ну, ничего себе! Как Вы это узнали?!». Экстрасенс, менталист при этом напоминает Шерлока Холмса, который мог многое рассказать о человеке, лишь взглянув на него.

Холодное чтение часто включается в шоу-программы фокусников и эстрадных гипнотизеров. Применяется холодное чтение и сектантскими проповедниками, которым надо убедить вербуемых в том, что адепты секты обладают особыми способностями.

На чем же основано холодное чтение? Каким образом экстрасенсам удается получать информацию о человеке? Неужели тут, действительно, требуются особые способности?

Давайте начнем анализировать

Во-первых, мы недооцениваем, как много информации можно получить о человеке, внимательно глядя на его одежду, руки, слушая его голос, анализируя его ответы на якобы совершенно неинформативные вопросы. А ведь таким образом, действительно, можно получить достаточно много информации.

Так, по одежде человека, его манере держаться можно сделать правильные выводы о его вкусах и предпочтениях. Более того, поскольку человек сам создает свой образ, в частности, подбирает одежду, чтобы выглядеть определенным образом, то если экстрасенс подтверждает этот образ, человек, подвергающийся холодному чтению, склонен с холодным чтецом соглашаться.

Вообще люди, становящиеся свидетелями холодного чтения, часто забывают, что объект холодного чтения, который соглашается с выводами экстрасенса, далеко не обязательно объективен и беспристрастен. Напротив, объект холодного чтения может (осознанно или нет) подыгрывать чтецу, чтобы подтвердить собственную личностную идентичность и предстать перед публикой в желаемом образе.

Кроме того не следует забывать о том, что холодный чтец может считывать менее явные сигналы, посылаемые человеком непроизвольно. Речь тут идет о так называемом «эффекте умного Ганса».

А что это за эффект такой?

Для ответа на этот вопрос мы отправимся в конец XIX — начало XX века и познакомимся с умным Гансом.

Итак. Жил был в конце XIX – начале XX века немецкий математик Вильгельм фон Остин, и был у него орловский рысак по кличке Ганс. И мог этот Ганс отстукивать копытом правильный результат вычислений – правильно «отвечать» на вопросы своего хозяина. И проверяли Вильгельма ученые, и не нашли никакого мошенничества в его действиях.

Однако позднее немецкий психолог Оскар Пфунгст доказал, что Ганс не в уме считает, а лишь считывает едва заметные признаки волнения того, кто задает вопрос: когда число ударов копытом приближалось к правильному, человек, знавший ответ на вопрос, так или иначе напрягался, а когда число полностью совпадало – расслаблялся. Пфунгст показал, что если человек, задавший Гансу вопрос, не знал ответа на него, то и Ганс не отстукивал копытом правильное число. Позднее сам Пфунгст научился искать таким способом ответы на вопросы и демонстрировал этот интересный навык.

Уж если лошадь оказалась способной считывать скрытые сигналы, невольно подаваемые человеком, то человек тем более способен на это. И в этом заключается один из механизмов холодного чтения. Наиболее легкий для понимания пример такого считывания – это случай, когда экстрасенс говорит клиенту примерно так: «в Вашей жизни в последнее время большую роль стал играть му…, нет-нет – женщина». Во время паузы, обозначенной троеточием, холодный чтец внимательно смотрит на человека и понимает, будучи не глупее Ганса, что догадка про мужчину не верна. Я называю этот «прием» холодного чтения прощупыванием.

Понятно, что как в случае чтения явных сигналов (выбор одежды, манера держаться), так и в случае чтения сигналов менее явных (напряжение и расслабление) речь идет о вполне сенсорном восприятии. А значит, имеет место не холодное чтение, а вполне себе теплое (warm reading).

Во-вторых, давайте зададимся более сложным вопросом: «а получает ли экстрасенс информацию?»

И здесь я предлагаю вспомнить еще один психологический эффект – эффект Барнума (Форера). Cущность этого эффекта позволяет сделать однозначный вывод: если формулировать суждения о человеке определенным образом, то человек эти утверждения воспримет как действительно точно описывающие его. Такого рода утверждения, формулировки, кстати, так и называются «барнумские суждения» (barnum sentences).

Вот примеры барнумских суждений:

«Вы цените свою независимость в мышлении и не принимаете чужих утверждений, если они не имеют веских доказательств».

«Безопасность является одной из Ваших основных целей в жизни».

«У Вас есть тайный недоброжелатель (тайный поклонник), который оказывает влияние на Вашу жизнь».

«Иногда Вы совершаете аморальные поступки, за которые Вы вините себя, но в целом Вы человек нравственный».

«В ряде случаев Вы говорите неправду, но в целом Вы человек правдивый».

и т.д. и т.п.

Как видно, в барнумских суждениях описываются черты, присущие большинству людей. Это облегчает согласие с такого рода утверждениями. Но только очень проницательный человек может понять, что поскольку черты, описываемые барнумскими суждениями, присущи большинству людей, постольку не нужно обладать особыми способностями, чтобы сделать о человеке такого рода выводы.

Заметим в дополнение, что применение барнумских суждений фактически превращает холодное чтение в так называемое «теплое чтение» (warm reading), поскольку для формулировки такого рода суждений холодный чтец должен иметь информацию о том, какие черты присущи большинству людей. Понятно, что получение такой информации не требует наличия паранормальных способностей.

Кроме того, экстрасенс в процессе холодного чтения не только «выявляет» черты, известные человеку, но и «раскрывает» человеку то, что человеку якобы присуще, но о наличии чего этот человек не знает. Если при этом человек слышит о себе позитивную информацию, то он склонен согласиться с выводами экстрасенса. Например, многие согласились бы с таким выводом экстрасенса: «у тебя есть способности, которые ты не используешь, о которых не знаешь, но где-то подспудно чувствуешь их в себе», или: «есть то, что делает Вас не таким как все». Такого рода утверждения вызывают доверие к экстрасенсу, которое, в свою очередь, подталкивает человека и впоследствии соглашаться с его выводами.

Кстати, умение вызвать у человека доверие, желание сотрудничать с экстрасенсом, например, с благой целью «глубже познать себя», «познакомиться с аспектами, выходящими за рамки повседневного сознания» — это, вообще говоря, залог успешности холодного чтения.

В-третьих, холодный чтец применяет специальные «приемы», позволяющие создать иллюзию холодного чтения.

Хочу подчеркнуть: слово «приемы», не должно вводить в заблуждение, поскольку речь идет вовсе не о работающих минимум в 90% случаев приемах, созданных на основе достижений науки, а об эмпирически найденных ходах, которые иногда позволяют, а иногда и не позволяют обманывать доверчивых зрителей или клиентов. Ничего сложного в этих ходах нет. Нечто подобное делают даже дети.

Некоторые из таких приемов, а именно прощупывание и формулировку барнумских суждений мы уже рассмотрели. А сейчас мы рассмотрим такой «прием», как «стрельба из дробовика» (shotgunning).

Смысл этого «приема» в том, чтобы охватить все возможности, весь их спектр, когда масса утверждений-дробинок летит в сознание человека, и какая-то обязательно попадет в цель. Например, экстрасенс может обратиться к человеку с такими словами: «я не могу сказать точно, но я вижу, что в данной ситуации особую роль играл Ваш отец, дед, дядя, брат, или же родственница женского пола». Наивный объект холодного чтения скажет: на это, например: «Вы правы, это был мой дядя!» и будет восхищен «паранормальными» способностями холодного чтеца. Но понятно, что поскольку в этом перечислении названы практически все варианты родственников, постольку такое утверждение просто не могло не оказаться «истинным».

Конечно, охватить все аспекты или их большинство можно не только за счет перечисления множества аспектов, но и за счет введения в формулировку понятий, охватывающих все возможности, например, «Ваш отец умер из-за проблем в области живота или груди». Если вдуматься – большинство причин смерти связаны с областью живота (язва, почечная недостаточность, рак желудка, кишечника и пр.) или груди (сердечная недостаточность, инфаркт, рак легких, туберкулез, эмфизема и пр.). Разумеется, произнеся такую фразу, экстрасенс с высокой вероятностью попадет в цель. В этом случае, кстати, речь идет уже не о «стрельбе из дробовика», а о так называемой «радужной уловке» (rainbow ruse).

Кстати, и барнумские формулировки представляют собой утверждения, охватывающие все возможности, поскольку в них описаны черты, присущие большинству людей.

Еще один прием – это превентивная защита от разоблачения. Когда перед началом холодного чтения экстрасенс как бы прибедняется, снимает с себя ответственность за ошибки, говоря нечто такое:

«Сейчас мы соприкоснемся с более тонкой реальностью, чем повседневность… Я и сам часто сам не пониманию значения образов, которые ко мне приходят. Зачастую они имеют значение для Вас, а не для меня. Часто образы оказываются нечеткими, возникают помехи. Я буду рассказывать Вам о том, что вижу, а Вы поможете мне яснее понять то, что я вижу. Отнеситесь к предстоящему, как к путешествию в неведомое. Но это будет соприкосновение лишь с верхушкой айсберга…»

Такого рода преамбула снимает с экстрасенса ответственность за ошибки, но, в то же время, не лишает экстрасенса ореола таинственности: он остается загадочным сталкером, исследователем неведомого.

Кроме того, экстрасенс старается правдоподобно и убедительно снимать с себя ответственность за ошибки и по ходу холодного чтения. Такие «приемы» принадлежат широкому диапазону, простирающемуся от простых и спокойных самооправданий («а, ну да, вначале мне как раз и показалось, что это был Ваш отец, но потом возникли помехи и я решил сказать «дядя»») до самооправданий-обвинений: «Вы закрываетесь! Я не могу работать в атмосфере неверия и излишней критичности и предубежденности! Мы тут имеем дело с тонкими материями, а Вы прожженный материалист!»

Вообще, «приемов» холодно чтения очень много. Но мы описали, пожалуй, самые основные. Напомним, это были следующие:

прощупывание,

барнумские суждения (barnum sentences),

стрельба из дробовика (shotgunning),

радужная уловка (rainbow ruse),

снятие с себя ответственности за ошибки.

Кстати, надо отметить, что очень наглядно способы и приемы холодного чтения показаны в фильме «Иллюзия обмана» – герой Вуди Харрельсона как раз эстрадный гипнотизер и менталист.

Наконец, в ряде случаев холодное чтение является на самом деле чтением горячим. А что такое «горячее чтение» (hot reading)? Горячее чтение – это применение информации о человеке, которая собрана скрытно, т.е. человек, о котором собрали информацию, не знает, что ее собрали.

По-видимому, именно в горячем чтении был секрет Ванги: спецслужбы, скорее всего, были заинтересованы в ее культе, собирали о ее «прихожанах» информацию и в регулярном режиме поставляли ее Ванге. Хочу заметить, что в современных условиях еще легче превентивно (перед холодным чтением) собрать о человеке информацию, например, благодаря Интернету, социальным сетям. Горячее чтение и его роль в выступлениях менталистов, экстрасенсов отлична показаны в фильме «Красные огни».

Итак, на самом деле, холодное чтение – это иллюзия. Никакого холодного чтения нет. Есть чтение теплое (экстрасенс владеет информацией о большинстве людей, которая доступна любому человеку) и чтение горячее (экстрасенс владеет информацией о конкретном человеке, но этот человек не знает об этом). И есть умение делать выводы по явным сигналам, распознавать сигналы менее явные в сочетании с несколькими «приемами», которые позволяют произвести впечатление на объект холодного чтения и на зрителей.

Заметим в порядке послесловия, что холодное чтение применяется не только экстрасенсами, не только людьми, ассоциирующими себя с мистикой и оккультизмом. Различные диагносты и типировщики тоже активно применяют холодное чтение, обманывая клиента, да и себя, и часто даже не осознавая, что производят именно холодное чтение, а не настоящую диагностику. Примерами такого рода являются процедуры выявления ведущей репрезентативной системы и метапрограмм в НЛП, собеседования, проводимые некоторыми рекрутерами и специалистами по персоналу, диагностические беседы неопытных и/или плохо подготовленных психологов-консультантов, и, конечно, соционическое типирование.

Александр Невеев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели