Личный опыт Джордан Янгер: орторексия — один из самых «модных» недугов XXI века. Зеленые соки, смузи, пищевые добавки и подсчет калорий хороши, пока идея правильного питания не начинает сводить с ума. Орторексия — не просто приверженность модному сегодня здоровому образу жизни, а получающее все более широкое распространение расстройство пищевого поведения, способное угрожать здоровью. На примере истории, случившейся с популярным американским блогером-веганом, Лента.Ru решила разобраться, где грань между самосовершенствованием и навязчивой болезнью.
Чисто — значит правильно
Если набрать в поиске Instagram суперпопулярный хэштег (#ЧистоеПитание) можно увидеть более чем 23,7 миллиона фотографий еды, подтянутых фигур (как женских, так и мужских), физических упражнений, спортивных добавок и других тематических публикаций. Многочисленные аккаунты с рецептами из натуральных и органических продуктов набирают тысячи подписчиков в режиме нон-стоп.
Теперь «чистое» питание — не просто личный выбор каждого, а модная тенденция, которая для некоторых становится болезнью.
Орторексия — нервное нарушение, искажающее естественное для многих людей стремление питаться правильно и следить за своим рационом. Длительные размышления о меню на ближайшую неделю и категорическое исключение «неподходящих» продуктов превращаются в одержимость, чреватую всевозможными дисфункциями организма.
На путь истинный
Студентку выпускного курса Нью-йоркского университета Джордан Янгер беспокоили проблемы с желудком и кишечником, и она решила присоединиться к многомиллионому движению #EatClean. 25-летняя американка села на детокс-диету, потом стала веганом (то есть отказалась не только от мяса и рыбы, но и от яиц, молочных продуктов). Вскоре заметила улучшения как во внешности, так и в самочувствии. Даже проблемы с желудком отступили. На радостях девушке захотелось поделиться своими достижениями, рассказать о новом рационе и, возможно, наставить на «зеленый» путь еще кого-нибудь. Она завела блог и аккаунт в Instagram, который постепенно оброс 70 тысячами фолловеров. Там она делилась рецептами и фотографиями смузи и овощных соков, которыми в основном питалась.
Блог набирал популярность, а диета превратилась для девушки в настоящую манию. Она ежедневно публиковала свои «зеленые» завтраки, обеды и ужины.
Энергетическая ценность всех приемов пищи Джордан за сутки не превышала 800 килокалорий.
Выпускница жила в районе Вест-Виллидж, на Манхэттене. Когда из Калифорнии к ней приезжали мать и сестра, Джордан не могла насладиться времяпрепровождением с семьей: ведь выходя в город, ей приходилось заранее перестраивать график своего питания, чтобы не остаться голодной или не съесть что-то «неправильное». Настроение и самооценка девушки зависели от ее рациона.
«Я ела только до и после встречи с родственниками, иначе впадала в панику от одной мысли о блюдах в ресторанах или кафе. Ведь мы могли пойти туда, где я не найду в меню ничего подходящего. А если нарушу правила, то буду чувствовать себя отвратительно, и вся моя система пойдет к черту», — вспоминает девушка.
Термин «орторексия» (от греч. «орто» — правильный и «рексия» — пища, аппетит) впервые был введен американским врачом Стивеном Брэтмэном в 1997 году. Многие специалисты считают, что орторексия является разновидностью анорексии; однако анорексик озабочен, в первую очередь, количеством еды и ее калорийностью, а не составом и способом приготовления. На данный момент, орторексия не признана ВОЗ болезнью, но термин широко используется для описания все более широко распространяющегося расстройства.
Как объясняют эксперты Nation Eating Disorders Association, человек, страдающий орторексией, боится совершить ошибку или позволить себе сбой в рационе, что заставляет его постоянно следить за количеством и, главное, качеством своей еды. Уже тогда Янгер переступила грань нездоровья, но и не подозревала об этом.
Организм предупреждает
Через какое-то время позитивный эффект веганской диеты стал сходить на нет. Вернулись подзабытые проблемы с желудком и кишечником: постоянные запоры и вздутие живота. Только еще прибавились вялость и слабость. Начали выпадать волосы, а небольшие царапины и раны на коже не заживали месяцами. Девушка похудела на 11 килограммов и при росте 162 сантиметра весила всего 47 килограммов.
Через год после перехода на строгую диету и полгода ведения блога о здоровом питании у Джордан прекратились менструации. Однако и этот звоночек был проигнорирован.
Веган сдается
Только спустя еще полгода при разговоре с подругой, которой поставили диагноз «анорексия» (болезненное желание похудеть любыми способами), блогер смогла провести параллель между их случаями. Следуя указаниям подруги, девушка включила в свой строгий рацион рыбу, от которой давно отказалась. И, чудо, всего через двое суток у Джордан восстановился менструальный цикл. Заметив положительную динамику, девушка сходила к врачу и, чтобы повысить содержание питательных веществ в организме, ввела в меню, помимо рыбы, еще и яйца.
Но как на такие изменения отреагируют ее многочисленные подписчики? Действительно, неловкая ситуация. Джордан решилась и опубликовала пост «Почему я больше не веган», где рассказала о своих проблемах со здоровьем и причинах перехода на новую, более разнообразную диету. Несмотря на потерю около тысячи подписчиков и почитателей, некоторые из которых обвинили ее в жестокости по отношению к животным, девушка не пошла на попятную.
«Много месяцев мое тело пыталось дать мне сигнал, но я не прислушивалась. В результате мой организм страдает от дефицита необходимых витаминов и гормонов», — написала Джордан.
Никаких ярлыков
После изменения формата не только страницы в интернете, но и своей жизни, девушка вернулась к семье в Лос-Анджелес. Она продолжает придерживаться концепции здорового питания, но уже не в рамках веганства. И переименовала свой блог из The Blonde Vegan («Блондинка-веган») в The Balanced Blonde («Сбалансированная блондинка»).
«Я больше не навешиваю ярлыки и от этого чувствую себя свободнее, чем когда-либо. У меня здоровый вес, и это главное. Я все еще питаюсь фруктами, овощами и смузи, но позволяю себе рыбу, яйца, немного красного мяса, пиццу и пасту», — объясняет Джордан.
Все это только добавило ей популярности в социальных сетях. Теперь блог девушки просматривают до 350 тысяч человек в сутки, а количество подписчиков в Instagram выросло до 123 тысяч.
Историю отказа от веганства и возвращения к более разнообразному рациону выпускница университета рассказала в книге Breaking Vegan. Ее можно купить за 14-15 долларов.
Какая она — орторексия?
Часто люди, подверженные орторексии, чувствуют свое превосходство над теми, кто не прикладывает усилия для того, чтобы остаться в рамках «чистого» питания. Также человек, страдающий этим расстройством, может по несколько часов в день обдумывать свое меню на несколько суток вперед. Орторексик считает, что состав пищи намного важнее вкуса, а его настроение и самооценка полностью зависят от поглощаемой еды.
Диета может отрицательно влиять и на общение с окружающими.
Изучающие орторексию эксперты полагают, что это болезнь перфекционистов, людей тревожного психотипа и любителей держать собственную жизнь под полным контролем.
Возникает нежелание питаться в ресторанах, кафе и дискомфорт от одной мысли об этом. Возможно ощущение острого чувства вины от потребления «плохих» продуктов.
Подойти с умом
И веганство, и вегетарианство, и просто стремление питаться правильно, конечно, не опасны для здоровья. Но желание самостоятельно взяться за свой рацион и исключить из него продукты, ничем их не заменяя, может привести не к оздоровлению, а к болезни. Такая стратегия порой создает дефицит жизненно важных элементов: организм недополучает белок, железо, кальций, витамины группы В.
При отказе от ряда блюд недостаток некоторых необходимых веществ следует восполнять пищевыми добавками, приемом витаминов и альтернативными продуктами (например, соя и бобовые как замена мяса). Перед переходом к тегированию своего образа жизни и каждого блюда полезно обратиться к диетологу. Либо обстоятельно и глубоко изучить вопрос с научной точки зрения, опираясь не только на мнение и опыт блогеров или звезд Instagram.
Элиза Таян
Лента.Ru — 12.11.2015.