Гомеопатия как псевдонаука
Гомеопатия — метод, введенный Самуилом Ганеманом в 1810 году, когда был издан его главный труд «Органон врачебного искусства». За 200 лет своего существования метод прошел различные стадии своего развития от моды и признания, до частичного забвения и перевоплощения в в том виде, как мы знаем его сейчас. В начале ХХ века в связи со становлением микробиологии, фармацевтической химии, доказательной медицины, произошло окончательное отделение гомеопатии от научной медицины. Гомеопатия стала приобретать признаки культа и лжемедицины.
Гомеопатия
Организационная форма гомеопатии. Мы привыкли, что медицина делится на ряд отраслей: стоматология, хирургия, терапия и т. д. Каждая из них имеет свои учреждения, научную школу, органы управления. Гомеопатия преимущественно представлена различными общественными организациями, не связанных между собой разных школ, объединений, придерживающихся разных течений внутри гомеопатического сообщества. Не существует органа, который представляет гомеопатию как таковую и может выступать от имени сообщества гомеопатов. В итоге никто не несет ответственности за результаты их деятельности, а любую ошибку всегда можно списать на то, что это «ненастоящие» гомеопаты.
Идеология гомеопатии строится на противопоставлении себя тому, что они называют «официальная медицина», или «аллопатия». Гомеопаты перевели немало бумаги, очерняя доказательную, научную медицину, начиная с самого Ганемана, и заканчивая современными целителями. Для этого придуман термин, нигде, кроме гомеопатии не используемый — «аллопатия». Во всех своих работах гомеопаты манипулируют навязанным ими противопоставлением аллопатия-гомеопатия. Аллопатия это плохо, гомеопатия — хорошо. Тем не менее, все великие открытия и достижения современной медицины не имеют никакого отношения к гомеопатическому методу.
Большинство трудов по гомеопатии пересыщены эмоциями и общими фразами, которые не несут определенной смысловой нагрузки. Эти тексты апеллируют к эмоциям и чувствам, а не к разуму. Можно привести пример такого текста: «Органон» должен стать любимой книгой гомеопатов. Наш главный долг относится не к пациенту, а к истине; истина же, если мы служим ей верно, наилучшим образом позволяет нам принести наивысшее благо страждущему. Мы ничего не должны доказывать людям. Наша задача состоит в том, чтобы делать своё дело и применять принципы, это и будет очевидным для всех доказательством. Настало время, когда студентов, изучающих гомеопатию, необходимо заставлять внимательнее изучать «Органон». Я ни разу не сталкивался со случаем, чтобы практикующий гомеопат, тщательно изучивший «Органон», растерялся и не знал, что ему следует делать и куда двигаться в острой ситуации, а тот, кто отрицает это, просто-напросто не знаком со всем богатством содержания этой удивительной книги. Многие заявляют, что знают «Органон», но стоит начать спрашивать их подробнее, как выявляется их слепота. Правила, изложенные в «Органоне», приведут любого к созданию чистой и успешной практики, и такой человек навсегда сохранит в себе воодушевление подлинного ученика. (Люк Де Схеппер. Будущее гомеопатии).
Или:
«Даже от обычного гомеопата миазмы требуют некоторого концептуального «прыжка в темноту», но еще более они чужды для аллопата, взгляд которого на организм в здоровье и болезни обычно менее целостный. Сравнения такого рода очень полезны и стимулируют»(Питер Моррель. Миазмы, нозоды и сущности)
Как видите, это общие слова и никакой конкретики. Практически все подобные труды настолько перенасыщены бессмысленными текстами, что выявить какие-либо внятные мысли из них очень сложно. Откройте любой сайт по гомеопатии и вы найдете мегабайты текстов, не несущих определенного смысла.
Ссылки на источники. Большинство трудов по гомеопатии или не содержит ссылок на научные труды, независимые клинические исследования, или ссылается на творения себе подобных, или на очень старые источники, например, позапрошлого века.
Использование примитивной логики (это же очевидно!) и словесных штампов в целях манипуляции сознанием читателя. «Важно не забывать, что гомеопатия лечит не болезнь как таковую, а конкретного больного». «До Самуила Ганемана в медицине не существовало общепризнанных положений, определяющих лечебный процесс», «гомеопатическая доктрина базируется на том, что органические изменения вторичны», «гомеопат рассматривает человека как одно целое», «гомеопатия лечит причину болезней», и т.д., и т.п. Эти фразы при постоянном, многократном повторении перестают восприниматься критически.
Обещание фантастических, невероятных эффектов, быстрого исцеления: вы вряд ли найдете такую болезнь, которую нельзя вылечить с помощью гомеопатии.
Мнимые гонения. Везде и всюду гомеопатическая литература изобилует рассказами о том, что гомеопатия является жертвой некоего заговора фармкомпаний, «официальной медицины», «врачебной мафии», что гомеопаты постоянно гонимы, преследуемы, им приходится преодолевать давление, непонимание, клевету. Выставляя себя жертвой гонений, сторонники гомеопатии пытаются доказать свою истинность, в то время как этот прием типичен для сект и псевдонауки. В то же время именно для гомеопатии характерна крайняя нетерпимость к инакомыслию.
Культ личности Ганемана является обязательной составляющей метода, что делает его похожим на секту и псевдомедицинский культ. Гомеопатия почти обожествляет своего основателя — Ганемана. Он для них пророк, а его главный труд — «Органон» является чем-то вроде непогрешимого и неизменного священного писания, не подлежащего критике.
Гомеопатия основывается на догмате, сверхидее «подобное лечится подобным», которому приписывается универсальность, всеобщий, божественный характер, лежащий в основе мироздания. Это абстрактная философская идея, которую невозможно ни доказать, ни опровергнуть, в нее нужно просто бездоказательно верить.
Специальный сленг. Гомеопатия использует свой собственный жаргон, кодовые слова, понятные только посвященным. Псора, миазмы, нозоды, сикоз, и т. д. Эти смутные, неясные термины пришли из далекого прошлого и определение их значений выражается общими словами, которые не позволяют понять, какое реальное биологическое или физиологическое явление за ними стоит, они означают общие, абстрактные понятия. Их невозможно подтвердить, измерить, определить, они малопригодны для медицинской практики.
Сами гомеопатические препараты зачастую называются не на родном языке, а подменяются латинскими названиями: вместо ромашки «хамомилла», вместо серы — «сульфур», вместо пчелы — «апис» и т. д. Все эти приемы жонглирования непонятными для обывателя словами создают видимость научности, серьезности и являются не более, чем психологическим приемом. Это такая же бессмыслица, если называть воду оксидом водорода, рассчитывая на то, что окружающие примут тебя за образованного человека. По сути, гомеопатия «темнит», злоупотребляет специально выработанным языком, вводящим в заблуждение, создавая иллюзию «научности». Если мы вспомним, что согласно всем независимым исследованиям, в основе гомеопатического метода лежит внушение, то становится понятным, что мнимая «научность» влияет на внушаемость больного.
Система образования в гомеопатии. Из открытых источников можно узнать, что курсы обучения гомеопатии для врачей составляют считанные недели, где из врача любой специальности сделают гомеопата. 1-2 месяца обучения в «ООО», зарегистрированном на частных лиц, можно научиться лечить почти все болезни.
Закрытое, замкнутое в себе сообщество гомеопатов по отношению к медицине представляет собой как бы «параллельный мир». У них своя учеба, своя сертификация, свои конгрессы, журналы, сайты, клубы, которые имитируют науку. Этот параллельный мир со своим языком-жаргоном мало пересекается с реальным.
Посторонние доводы, неприемлемые в науке: использование аргументов от религии и мистики, учение о «жизненной силе», непознанных явлениях, мистическом озарении Ганемана. «Иоанн Кронштадтский освящал гомеопатическую аптеку», «святой Феофан Затворник рекомендовал гомеопатию». При этом оба святых не были врачами, да и вряд ли читали труды самого основателя метода. Апелляция к общественному мнению, широкой распространенности гомеопатии («Британская королева пользуется гомеопатией!»), отдельно взятым, единичным случаям исцеления. Опора на недоказанные явления: «память воды», «энергоинформационное воздействие», «жизненная сила», «тонкая материя» и проч., а также аргументы, не имеющие отношения к медицине. Практически любая дискуссия в социальных сетях сопровождается появлением сторонников, которые приводят чудесные случаи, которые заставили их поверить в метод. Но что-либо доказать, приводя отдельно взятые примеры, невозможно. Вступая в полемику с критикой, они используют неприемлемые методы: нападают на личность, воздействуют на эмоции, опираются на единичные случаи, умело уходят от неудобных вопросов.
Отсутствие доказательного подхода. Современная медицина выработала целый ряд критериев, которым должны удовлетворять клинические испытания лекарственных веществ. Основной проблемой, с которой сталкиваются исследователи является эффект внушения, который смазывает результаты испытаний и достигает 40%. Исследования должны проводиться на относительно больших группах пациентов в разных местах, независимо друг от друга и с помощью т. н. двойного слепого метода: то есть не только больной, но и окружающие его исследователи не должны знать в каких порциях содержится лекарственное веществе, а где «пустышки». При этом испытания, проведенные заинтересованной стороной или при ее финансировании, считаются недостаточно достоверными. Так вот, гомеопатические препараты являются пустышками, или плацебо. Лечебный эффект за исключением внушения, отсутствует, что многократно доказано клиническими испытаниями.
Гомеопатическая система не вписывается в объективную картину мира, а представляет собой умозрительную конструкцию без четких законов. Она несовместима ни с химией, ни с биохимией, ни с какой из существующих отраслей медицины, с анатомией, физиологией и существует совсем в другой системе координат, игнорируя давно доказанные и общеизвестные законы природы. Например, предел делимости материи, определяемый массой и размерами молекулы. За определенным пределом разбавления исходное вещество исчезает. Гомеопатия игнорирует микробиологическую теорию болезней, отрицает эффективность вакцинации. Вместо доказательства гомеопатия использует ненаучный метод «прувинга». Изучая симптомы отравления разных веществ в токсических дозах, гомеопаты создают надуманные, произвольные связи с предполагаемым лечебным эффектом от применения яда в малой дозе. Ничего общего с доказательствами «прувинги» не имеют и не могут иметь, так как внешне схожие симптомы заболеваний и отравления имеют совершенно разную природу.
В гомеопатической системе постоянно используется так называемой метод необоснованного обобщения и выстраивания логических связей там, где их не может быть. Например, нам говорят: «Раньше, во времена Ганемана, врачи лечили ядовитыми препаратами, от которых люди умирали. Так было до появления гомеопатического метода. Следовательно, гомеопатический метод самый правильный». Первое — правда или частичная правда, но из первого не следует второго. Или: «Святой Серафим Чичагов был гомеопатом. Следовательно гомеопатический метод — истина, так как святой не мог ошибаться». На самом деле — св Серафим Чичагов никогда не был врачом, не имел медицинского образования, был прославлен в лике святых через 50 лет после издания
своей неудачной книги, которую написал в 35 лет, будучи офицером-артиллеристом в отставке. Прославлен же за то, что его, глубокого старика, расстреляли как антисоветчика и епископа в 1937 году. Никакой причинно-следственной или иной связи между гомеопатией и мученичеством за веру нет. Или: «Коммунисты плохие. И они преследовали гомеопатию. Поэтому гомеопатия есть правильный и верный способ лечения». Эти, часто повторяемые на разный лад мантры, являются пропагандой, внушением, не имеющим отношения к медицине.
Деньги. Как и всякий медицинский культ, гомеопатия является прибыльным бизнесом. Хотя большинство препаратов представляют собой сахарные шарики, в которых отсутствует действующее вещество, они продаются по цене, во много раз превышающей стоимость сахара, из которого сделаны. Себестоимость любого гомеопатического препарата складывается из цены мелкофасованного сахара и упаковки. Таким образом, обычный сахар продается в сотни, а то и в тысячи раз дороже себестоимости. Прием гомеопата обходится недешево при том, что никакой ответственности за конечный результат он не несет, а сами препараты, будучи пустышкой, не могут иметь побочного действия. Принимая плату за прием, гомеопат ничем не рискует. Продавая плацебо-пустышки, аптекарь также ничем не рискует, рискует только больной — не только своими деньгами, но и упущенным временем, которое можно было бы потратить на то, чтобы выявить заболевание и начать лечение.