Как-то в один из пятничных дней решила прогуляться по сельскохозяйственной ярмарке на площади Старый Торг. Что уж и говорить, товаров там много, на любой вкус и предпочтение. Да и люд собирается самый разный, кто с целью купить товар от производителя, а кто просто на людей посмотреть, себя показать да новостями поделиться. Из общего числа продавцов и покупателей очень выделялся один пятачок. Дары Сибири там предлагал сурового вида мужчина, больше напоминающий персонаж из сказок про древних русичей, нежели нашего современника. Персонаж заинтересовал и видом, и глаголами своими о целительных свойствах кедра. Что уж тут говорить, природное любопытство взяло свое. Оказалось, что это представитель экопоселения, так называемых родовых поместий, экодеревень.
Секта Владимира Мегре «Анастасия»
О том, что такое экопоселение, впервые услышала несколько лет назад, когда один мой знакомый, отличный специалист по программному обеспечению, вдруг неожиданно для всех стал проповедовать культ неоязычества, а потом бросил все и решил удалиться от мира, вернуться к истокам, так сказать. «Удаления» хватило всего на месяц. Потому как нарисованные в интернете картинки о райской жизни на лоне природы в кругу единомышленников на самом деле весьма отличались от реальности.
Все это, конечно, хорошо, но столь радикальная смена мышления вполне грамотного светского человека навела на мысль поглубже изучить вопрос – кто же они такие, жители экодеревень, как живут, чем дышат? И кто становится адептами данных сект? Почему сект? Потому как секта – это часть, отделившаяся от целого. А они, как ни крути, часть нашего общества.
Первые экопоселения возникли на территории России в начале 2000-х годов, они позиционировали себя активными пропагандистами здорового образа жизни и защитниками окружающей среды, возрождающими русскую деревню. Но так ли это на деле?
«Анастасийцы», как сами они себя называют, являются последователями учения Владимира Мегре, того, кто, собственно, и придумал Анастасию, героиню книги «Звенящие кедры России». Серия из десяти книг «Звенящие кедры России» представляет собой рассказ об общении Владимира Мегре с сибирской целительницей Анастасией, представительницей цивилизации «ведрусов», мифической гиперборейской цивилизации, предположительно существовавшей на территории России более 20 тысяч лет назад.
Мегре предлагает уходить из городов и создавать родовые поместья и родовые поселения. Даются в книге и рекомендации по выбору мест для родовых поместий: «Сначала выбери себе из всех возможных мест, благоприятных на земле, своё, тебе понравившееся место. Место, в котором ты хотел бы жить. В котором пожелать и детям мог своим их жизнь прожить. И правнукам своим ты станешь доброй памятью. В том месте климат для тебя благоприятным должен быть. В этом месте на века один гектар земли себе возьми»…
Вот тут мне больше всего про гектар понравилось, а еще «возьми», не купи, а, так сказать, приобрети, как говорила Сова из сказки про Винни-Пуха, «безвозмездно, значит, даром». Но это ремарка.
В Калужской области первые экопоселения «анастасийцев» также появились в начале 2000-х годов. Они на праве долгосрочной аренды под видом юридического лица приобретали большие участки земли в живописных местах. А затем эта земля делилась на наделы по гектару для так называемых родовых поместий и отдавалась «своим».
Одно из самых населенных экопоселений региона – «Ковчег» — располагается близ села Ильинского в Малоярославецком районе. Места тут действительно живописные. А самое большое преимущество – близкое расположение к Москве. Почему это столь важно? А потому, что многие члены секты – представители столичного мегаполиса, которые решили приблизиться к природе.
Когда эти земли сдавались в аренду, то позиционировали «арендаторы» себя именно как земледельцы. Но, по словам руководителя администрации СП «Село Ильинское» Сергея Хромылева, в настоящее время земельные учаcтки не используются по своему первоначальному назначению, на них построены дома, причем по принципу кто во что горазд, и разбиты пруды. А поскольку это земли именно сельскохозяйственного назначения, то почва тут соответствующая, говорят эксперты, а создание прудов ведет к ее вымыванию и разрушению сложившейся экосистемы.
Кроме того, экодеревня «анастасийцев» принципиально отличается от обычной деревни. Огромные необработанные участки окружены живой изгородью из деревьев или кустарника. А в данном случае еще и заборами, сформированными из насыпей, полученных вследствие выкапывания прудов. В центре развитого экопоселения расположен «общий дом», в котором проходят собрания жителей экопоселения и организована школа и творческий центр для детей. Сельскохозяйственная деятельность, которая и послужила в принципе поводом для передачи земель сельхозназначения в аренду на длительный срок, практически не ведется, земля зарастает березняком и бурьяном. Как правило, в «поместье» обработаны всего несколько соток земли под огород.
Тут сам собой возникает вопрос: а на что же живут «анастасийцы»? Ну, тут тоже по принципу кому что ближе. Кто-то работает вахтовым методом в больших городах, иные в качестве дохода используют средства, полученные от аренды оставшегося в столице жилья, а третьи, это самые «просвещенные», питаются дарами природы, то есть тем, что в лесу соберут, этим же кормят и своих детей. И это все в пределах одного поселения. Так что картину единого образа жизни создать не совсем получается.
Воспитание детей в экопоселениях вызывает массу вопросов. Если посмотреть со стороны, то тут даже кажется, что неоязычники с большим пиететом относятся к своим чадам. Организовали у себя школу, кстати, в министерстве образования не зарегистрированную, создали детский театр – словом, воспитывают культурно-просвещенное поколение. Все вроде бы так, но… Во время одного из визитов районной администрации в «Ковчег», в то время, когда на улице стоял морозец, а землю припорошило снегом, члены делегации заметили такую картину: четырехлетний малыш в летней одежде выбежал босой на улицу и в таком виде гулял с полчаса. На резонный вопрос к родителям, не заболеет ли, те в ответ просто пожали плечами. И еще, до того как в экопоселении открылась своя альма-матер, ребята ходили в школу в Ильинском. Так вот, по рассказам учителей, однажды у ребенка из поселка «анастасийцев» поднялась высокая температура, а на звонок учителя отец мальчика ответил: «Это естественный процесс. Выживает сильнейший». Кроме того, в экопоселениях практикуют отказ от вакцинации и диспансеризации детей и так называемые естественные роды без наблюдения медицинского персонала. Более того, в нашем распоряжении оказалась копия письма индивидуального предпринимателя В.Сахно, занимающегося деревозаготовкой. Так вот, в своем письме министру лесного хозяйства он пишет, что «жители поселения «Ковчег» физически препятствовали проведению работ по заготовке древесины. Своих детей сажали под колеса трелевочного трактора». Что тут еще сказать — язычники они и есть язычники, даже если «нео».
И третий вопрос, который возникает по поводу поведения жителей экопоселений, — это захоронение умерших. По рекомендациям книги Владимира Мегре, «хоронить умерших следует в своем поместье». Учитывая, что «анастасийцы» обитают на облюбованных землях уже не один десяток лет, сам собой напрашивается вывод, что подобные факты могут иметь место. Однако, как сказал руководитель администрации сельского поселения «село Ильинское» во время инспекции, никаких холмов и крестов на участках обнаружено не было. (Хотя было бы странно, если бы они были, ведь холмы и кресты присущи христианам, а тут – язычники. – А.К.)
Словом, фактически экопоселения существуют вне правового поля. Их обитатели не зарегистрированы по месту жительства, постройки незаконны. Налоги они платят чисто символические. В ряде поселений они составляют всего 30-40 рублей за гектар. Все экопоселения созданы на землях сельскохозяйственного назначения. А строительство капитальных строений на этой земле нарушает статью 78 Земельного кодекса РФ.
В начале 2000-х гг. органы исполнительной власти, обманутые красивой риторикой о возрождении деревни, нередко помогали создавать первые экопоселения. Постепенно отношение к ним сменилось на негативное. Оно и понятно почему.
Теперь, после здравого размышления, и мне стало понятно, по какой причине мой знакомый, современный житель мегаполиса, тяготеющий к природе и своим корням, вернулся в большой город. А откровенно спросив его об этом, услышала в ответ: «Все представлялось несколько иным. Наверное, наши предки все же жили иначе».
Кстати
В настоящее время в России насчитывается свыше 260 экопоселений. На территории Калужской области их пять, это «Ковчег» в Малоярославецком районе, «Милёнки» в Дзержинском районе, в Медынском районе «Медынка», в Мосальском – «Стрелёнки», а в Кировском – «Благородное». На почти 700 га земель сельхозназначения проживает около 700 человек.