«Отход современного человека от христианской совести чреват величайшими опасностями и бедами. Этот отход будет продолжаться до тех пор, пока не наступит возвращение. <…> И чем скорее и глубже человечество постигнет природу переживаемого им духовного кризиса, чем яснее оно поймет, что без совести на земле невозможна ни культура, ни жизнь…» (Иван Ильин «О совести»)
«Девочки, помогите, пожалуйста. Я беременна, срок полтора месяца. Мы с парнем решили делать аборт. Причины простые: мне 19, ему 20, мы оба студенты, я не работаю, его из-за кризиса тоже сократили, денег самим не хватает. Это окончательное решение. Я против, но уже ничего не изменится. Подскажите, какой аборт делать лучше – вакуумный или медикаментозный? Марина К.» – женские форумы в Интернете так и пестрят однотипными сообщениями. И таких Марин десятки тысяч. Тема абортов, конечно, стара как мир. Но молчать о ней нельзя.
Любить только себя
Она любила себя. Хотела красивой жизни, уехала из провинции в Москву и вроде хорошо устроилась: нашла работу, сняла квартиру, жила, ни в чем себе не отказывая. Познакомилась с хорошим парнем. Любовь ли это была? Но вместе жить стало гораздо веселее. А через некоторое время выяснилось, что она беременна. Ребенок в ее планы не входил: карьера, съемное жилье, родственники далеко, да и потом она еще молода, торопиться некуда. И она пошла на аборт. Назовем ее Татьяной.
В это же время здесь, в провинции, ее подруга Елена вела схожий образ жизни. Все очень похоже: и стремление быть независимой, и желание вырасти по карьерной лестнице. А также любовь к тусовкам, клубам, путешествиям, и лучший друг – такой же любитель развлечений. В итоге – аборт.
По меркам сегодняшнего дня кажется, что ничего необычного в жизни этих девушек нет. К сожалению, так живут тысячи их сверстниц, и мы не имеем права их осуждать. Но с другой стороны, аборты – одна из причин «русского креста» в нашей стране. Термин обозначает ежегодное превышение количества умерших над количеством родившихся, крест образуется за счет пересечения линий этих двух показателей на графике. До финансового кризиса официальное число не рожденных из-за абортов детей в нашей стране составляло 1,5 миллиона, по неофициальным подсчетам эта цифра может достигать 4 миллионов. Сейчас же в условиях кризиса количество абортов в России, как считают специалисты, способно возрасти в разы.
Конечно, все прекрасно знают, какой риск для женского здоровья представляет собой процедура прерывания беременности. Знают, что исход может быть любой: как дальнейшая неспособность иметь детей, так и смерть на операционном столе. Но женщины все равно продолжают обращаться за этой, страшно сказать… услугой. Аспектов у проблемы прерывания беременности очень много: правовой, социальный, медицинский, это тема для очень серьезного и долгого разговора – мы же попробуем взглянуть на нее с точки зрения православной этики.
Уход от Бога
Специалисты утверждают, что рост числа абортов в кризисное время закономерен. Например, в 1999 году число родившихся составило 1,214 миллиона, что на 69 тысяч меньше, чем годом ранее, и абсолютный минимум за всю новейшую историю России. При этом каждая 11-я россиянка в возрасте до 29 лет в течение года после дефолта сделала аборт. Нечто схожее происходит и сейчас. Можно ли остановить эту тенденцию, и действительно, как быть, когда нет работы и денег, но есть заключение врача о том, что у вас будет ребенок.
По большому счету решить проблему аборта способен лишь православный взгляд на нее. Ведь в окружении любого из нас есть немало знакомых девушек и женщин, которые, будучи по-человечески хорошими людьми, не избежали страшного греха детоубийства. Потому что когда женщина в тупике – остановить может лишь доверие к Богу, понимание, что жизнь человека дороже всего, и что Господь не оставит в самых, казалось бы, непреодолимо трудных обстоятельствах.
Мы решили спросить одного из священников: как Церковь смотрит на эту проблему в свете непростой экономической ситуации и каково ее отношение к абортам?
– Отношение Церкви к искусственному прерыванию беременности исторически является однозначно отрицательным и не меняется со временем, – говорит священник Димитрий Шевченко, настоятель храма во имя свт. Николая Чудотворца с. Дьяковка Краснокутского района и отец троих детей. – Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословения на аборт. Это всегда грех, приравнивающийся к детоубийству. Кризис ничего не меняет. Мы на самом деле не знаем и не можем знать, что каждому из нас готовит завтрашний день. Но при этом уже сгущаем краски, появляются такие мысли: а как же я смогу прокормить своего ребенка? И в такой постановке вопроса проявляются отголоски атеистического воспитания, когда человек перестает доверять Богу.
Да, действительно, в наше время популярен потребительский подход к жизни, многие живут ради получения удовольствий, для достижения которых нужны материальные блага. Особенность же христианского мировоззрения – отдавание себя и жертвенное служение Богу, близким, всему живому. Сейчас эта жертвенность игнорируется, и в сердцах людей совершается подмена понятий, превалирует мнение, что истинное счастье – жить ради себя. Хотя, как показывает опыт, – это всегда тупик.
Счастье не грешить
Татьяна, сделав аборт, вернулась к своему обычному образу жизни. Отцу ребенка она ничего не сказала. Но жизнь дала трещину. Последовала потеря работы, трудности с оплатой за арендуемое жилье, участились скандалы с другом. В результате, бросив все, а точнее, оказавшись в ситуации, когда в Москве у нее ничего не осталось, Таня вернулась на родину. Лена, как никто другой, смогла понять подругу: ее жизнь – зеркальное отражение жизни Татьяны. Только отношение к аборту у девушек разное. Героини рассказали автору этих строк о своих чувствах. Если Таня испытывала щемящее чувство пустоты, потери, тоски, а на выходе из больницы расплакалась и про себя просила прощения у своего убиенного малыша, пусть ему и было три недели с момента зачатия, то Лена к факту аборта относится спокойно. «Я не была готова стать матерью, – сухо говорит она и сейчас. – Тем более что не была уверена в рождении здорового ребенка».
И здесь кроется еще одна глобальная проблема в теме вынужденного прерывания беременности. Бывает, что женщина просто ищет оправдания, почему она сделала аборт, и ссылается на потенциально возможные патологии малыша, например, из-за своего пристрастия к курению. А бывает, что призыв сделать аборт звучит из уст врача. По данным Министерства здравоохранения РФ, в настоящее время около 70 процентов беременных женщин имеет ту или иную патологию. И медицинские показания к аборту возникают в том случае, когда продолжение беременности может привести к смерти матери, тогда как аборт сохранит женщине жизнь и в случае выявления у малыша, еще находящегося в утробе мамы, тяжелых патологий. Выявить их современная медицина в состоянии, начиная с 8–12-й недели беременности, но решение рожать или не рожать в любом случае принадлежит только матери ребенка.
При этом просто страшно оттого, что случаи, когда прогнозы медиков в отношении здоровья малыша, не оправдывались, не единичны. Я лично знаю женщину, которую врачи предупреждали: ребенок может родиться с синдромом Дауна, лучший выход для нее – аборт. Но она, как человек верующий, даже не допустила мысли об этом и спокойно продолжала ждать малыша, готовиться к родам. Несколько месяцев назад у нее родился здоровый мальчик.
– Церковь всегда уважает личный выбор человека, – комментирует проблему отец Димитрий. – Но надо понимать, что рождение больного ребенка – не случайность. Человек сам привносит страдание в мир и свою собственную жизнь, когда забывает о своем подлинном предназначении. А появление детей с ограниченными возможностями позволяет растопить сердца, напомнить о необходимости взаимопомощи. Человечество, удаляясь от Бога, само себя подвергает разного рода испытаниям. Важно помнить: грех аборта не есть грех сиюминутный, страшны его последствия, те физические, душевные и духовные страдания, которые потом переживает женщина. Для их преодоления православному человеку необходимо покаяние, и Церковь никогда не отвергает женщин, решившихся в своей жизни на такой шаг.
Еще один вопрос, который я не могла не задать отцу Димитрию:
— Если Церковь категорически отвергает возможность абортов, как женщине выстраивать свою жизнь, чтобы не допустить тупиковых ситуаций и избежать выбора – делать аборт или рожать?
– Понимаете, у людей, воспитанных и живущих в православных традициях, такого вопроса даже не возникает, – говорит батюшка. – Само зачатие – дар Божий, который не может регулироваться человеком. Тот, кто живет для Христа, соблюдает посты, прибегает к воздержанию, не страшится стать родителем. Брак – это созданный Богом союз между мужчиной и женщиной. Наше предназначение – в рождении и воспитании детей, а когда мы отказываемся от этого ради личных удовольствий – это всегда грех, который обязательно будет иметь последствия.
Безусловно, тема абортов вряд ли будет исчерпана в ближайшее время. Во всем мире она всегда была и остается одной из самых дискуссионных. Здесь переплелось все: социальные сложности, медицина, политика, этика. Но вопрос «Что делать?» по сей день для нашего общества в целом остается открытым. И его решение полностью лежит только на совести каждого из нас.
P.S. Наша героиня Татьяна вышла замуж, родила двоих замечательных детей – мальчика и девочку. Она призналась: после возвращения из Москвы она побывала в храме и покаялась в совершенном ею грехе. Елена тоже уже состоит в браке, но детей у них с мужем пока нет. Хотя они очень этого хотят и надеются на чудо. С Божьей помощью.