Православие и протестантизм. Вопрос о спасении.

Не отделяйтесь от других, как будто вы были уже оправданы, а, напротив, собираясь в одно место, исследуйте, что прилично и полезно всем возлюбленным вообще… каждый получит мзду по делам своим»

Апостол Варнава

Ни для кого не секрет, что в традиции православной церкви процесс духовного роста и спасения души христианина, глубоко сакрален и крайне индивидуален для каждого верующего. Человек должен путем долгой духовной практики и покаяния очищать свою душу от зла и греховных помыслов, о чем мы поговорим далее в нашем материале. Сейчас же нужно осветить теорию спасения у протестантов, которая в корне отличается от православной.

Технология спасения у протестантов

Первоначально все началось с искажения католической церковью учения о спасении, которая является одной из причин начавшейся в 1517 году Реформации, проводимой Мартином Лютером. Католики мыслят приобрести спасение делами, зарабатывая ими у Бога спасение как монетами. По этой причине духовное состояние самого доброделателя и истинные мотивы по которым он творит добрые поступки в католическом учении остаются без должного внимания. Так, неправильный акцент католической сотериологии рождает уверенных в своей спасённости от должных и сверхдолжных заслуг. Отсюда и учение Римско-католической церкви об оправдании – это не просто ошибка или даже серьёзное заблуждение. Оно является ересью, заблуждением, касающимся самих основ веры, в отношении которого ни один христианин, имеющий добрую совесть не может согласиться 1. В этом с ним согласны и православные.

Протестантская позиция по этому вопросу проще, а потому привлекательнее: «Огромная цена нашего искупления уже заплачена драгоценной Кровью Христа, и попытки заменить уплаченную цену другой «ценой» или добавить к ней наши собственные старания, как будто бы Его жертва была недостаточна, являются богохульством» 2. «Любой, кто уверует в Сына Божьего, может твёрдо знать: Бог перечёркивает хранящийся на небесах список всех грехов наших и навеки оправдывает нас по вере во Христа» 3. «Когда человек рождается свыше, он вступает в новые отношения с Богом; отныне Сам Бог гарантирует ему спасение»4. «Писание настойчиво утверждает, что все те, кто когда-либо вступил в новый завет, будут, в конце концов, спасены. Мы должны быть лично уверены в нашей стойкости до конца и в нашем спасении!» 5. «Праведность Христа, которая вменилась нам, требует, чтобы Бог оправдал нас»6.

Сответственно, здесь избавление человека от греха и его следствий совершается по тем же законам римского права. Спасается человек посредством внешнего механизма вменения ему святости Христовой. Святость личная при этом, хотя и ожидается от оправданного как следствие его веры, тем не менее, стоит вне этого «спасающего» механизма. «Мы можем считаться праведными после уплаты предусмотренного штрафа… ибо нам приписывается праведность Христа» 7. — говорят баптисты. Как видим, и здесь, несмотря на кажущуюся противоположность акцентов, отношение к реальному состоянию души и содержанию духовной жизни христианина остаётся таким же внешним, как и в католичестве. Утверждение баптистской догматики — «Мы спасаемся тем, что можем считаться…» не означает «мы есть» и делает совсем невесомым — «мы должны быть». Таким образом, как у католиков, так и у протестантов святость души является не критерием спасения, а вменяемым его следствием.

Отсюда основная цель и задача «евангелических церквей» не внутренняя – совершенствование христианских душ, а внешняя — евангелизация. «Бог открыл, что цель нашей земной жизни в служении», – говорят протестанты, под служением понимая евангелизацию и видя в ней смысл существования не только Церкви в целом, но и каждого христианина в отдельности. Исходя из применительности к евангелизации, измеряется и духовный рост. Количество домов милосердия, бесплатных больниц, гуманитарных акций и т.д. — и есть оценка духовности Церкви. Похоже, вся шкала христианских ценностей в протестантизме строится на применительности к миссионерской деятельности.

Протестанты заостряют внимание на том, что «дела Закона не делают праведным», это — верно. Верно и то, что в вопросе веры и спасения понимать этот апостольский тезис надо шире, чем просто иудео-христианский. Праведным не делает вообще никакая традиция и никакое богословие, даже такое «оправдательное» как у евангельских христиан. Традиция — лишь фон, на котором происходит духовный подвиг, наука, помогающая душе уподобляться своему Творцу.

Узость протестантского взгляда на спасение заключается в том, что начальную проповедь о спасительности веры в Иисуса Христа, которой изобилует Писание Нового Завета, они предлагают как конечную. Никто из православных не станет возражать тому, что Евангелие своею целью имеет то, чтобы люди уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин. 20:31), достигая, наконец, верою спасения душ (1Пет 1,9). Что верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин. 3:36). И, конечно же, если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом, и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мёртвых, то спасёшься. Потому, что сердцем веруется в правду, а устами исповедуется ко спасению (Рим. 10:9-10; а также Гал. 2:16; 3:26; Еф. 2:8 и др). Но, даже при обилии цитат о спасении верой, в протестантском тезисе, – «Всё Священное Писание свидетельствует, что человек может быть уверен в своём вечном спасении или гибели здесь на земле» нельзя не заметить нарочитую односторонность.

Если бы Священное Писание исчерпывалось бы лишь подобными восклицаниями, то, пожалуй, такой вывод был бы оправдан. Но, в Писании рядом с подобными изречениями о необходимости веры для спасения есть и (как может показаться с первого взгляда противоречащие им) высказывания определённо учащие о том, что сама вера во Иисуса Христа не может служить критерием или тем более гарантом спасения христианина. Ап. Иаков: и бесы веруют и трепещут (Иак. 2:19). Посему человек оправдывается делами, а не верою только (2:24; 14-17). Как бы в противовес словам ап. Павла: всякий, верующий в Него, не постыдится… ибо всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся (Рим. 10:11:13), из уст Самого Христа слышим: Не всякий говорящий Мне: Господи, Господи, войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего (Мф. 7:21). В изображении последнего Суда из среды осуждённых звучат слова о вере и делах: многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» (Мф. 7:22). И в посланиях того же апостола Павла читаем: Если имею …всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1Кор. 13:2).

Итак, наличие веры во Христа не даёт гарантии спасения. Она лишь важнейшее обстоятельство (условие) осуществления личного спасения. Это фундамент, на котором нам необходимо строить храм души для вселения Духа Святого (1Кор. 3:16; 6:19), это – свет, который позволяет нам видеть своё реальное состояние. К тому же, при соотношении веры и спасения, неизбежен (едва ли определимый со вне) вопрос о качестве веры, т.е. о её внутреннем соответствии внешнему благочестию.

Православный взгляд на спасение души

Принцип православного понимания оправдания перед Богом и в конечном итоге спасения, целиком и полностью зиждется на изменении «внутреннего человека» (2Кор. 4:16), а не его внешнего статуса. Евангельский мытарь (Лк. 18:14) был оправдан Христом не по чьим-либо заслугам или послушанию, а исходя исключительно из его внутреннего духовного состояния. Неоднократно указывает на эту связь и ап. Павел: Итак, нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу… оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу (Рим. 8:1:4). Потому не слушатели закона (т.е. соглашающиеся и принимающие его) праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут (Рим. 2:13). Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа (Евр. 12:14), так как Он избрал нас в Нём прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1,4). Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием (2Кор. 7:,1). Таким образом, критерий оправдания полагается внутрь верующего, а его средством является не юридическое урегулирование, а полнота причастия благодати. Чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни (Тит. 3:7). Явившаяся благодать Божия только потому и спасительная для всех человеков, что научает нас чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке (Тит. 2:11-12). Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак (Гал. 2:17). Судить же о том «оказались ли мы грешниками, ища оправдания» или нет человеку трудно, ибо грехи некоторых людей явны и прямо ведут к осуждению, а некоторых открываются впоследствии (1Тим. 5:24). Посему и наследниками вечной жизни мы стали «по упованию». «Спасение не может быть каким-нибудь внешне-судебным или физическим событием, — пишет архиепископ Сергий Страгородский, — а необходимо есть действие нравственное; и как такое, оно необходимо предполагает, в качестве неизбежного условия и закона, что человек сам совершает это действие, хотя и с помощью благодати… Это — основное православное начало, и его не нужно забывать, чтобы понять учение Православной Церкви о самом способе спасения человека».8

Апостолы не считали внешнее оправдание человека спасительным (Рим. 2:29), и поэтому, оставляя внешнее на второй план, ап. Павел обращает всё внимание христиан на их реальное внутреннее состояние, говоря: молим Бога, чтобы вы не делали никакого зла, не для того, чтобы нам показаться, чем должны быть; но чтобы вы делали добро, хотя бы мы казались и не тем, чем должны быть (2Кор. 13:7).

В Православии спасение понимается как жизнь в Боге и с Богом. Для полноты и постоянства этой жизни христианину надлежит непрестанно изменять себя по образу Богочеловека Христа. Это преображение из «ветхого» состояние в «новое» в православии выражается термином – обожение и составляет цель искупления и суть спасения во Христе. Обновление христианина благодатью Господней есть смысл и содержание всей духовной жизни христианина. Оно онтологически необходимо для усвоения жизни небесной уже здесь на земле. Цель и задача Церкви – присовокупить человека к той жизни, которой он может жить вечно. Извлечь из своих членов гнилость, отравляющую и время и вечность. Только через приобретение свойств «нового человека» переход из жизни в Жизнь «на новом небе и новой земле» (Откр. 21,1) будет естественным. Не вливают… вина молодого в мехи ветхие… но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то, и другое (Мф. 9:17). Дарованная нам истина божественного откровения говорит нам и о средстве обожения — исполнении заповедей Христовых (Ин. 8:31:51: 14:21:23; 15:10;14; Лк. 11,28; 1Кор. 7:19; 1Ин. 3:24; Откр. 22:14). Следовательно, в Православии невозможен взгляд на аскетические подвиги как на заслуги перед Богом, и на спасение как на следствие вменения чьей-либо праведности и послушания.

Проявления благочестия и подвижническая жизнь в Православии не рассматриваются как, безусловно, положительные явления сами по себе имеющие некую определённую спасительную ценность (Кол. 2:23). Это лишь средства к устроению подлинной святости души.

Западному богословию свойственен взгляд на спасение как на избавление от проклятия и наказания Божия. Отсюда и средством спасения является не изменение человека пред Богом, а изменение Бога по отношению ко греху человека. Здесь мы видим основное догматическое расхождение западного богословия с православным пониманием спасения. Если причина разрыва между Богом и человеком есть вина, то и средством может служить оправдание. Православие же видит причину в греховной поражённости человеческой природы и порабощённости человека греху. А значит и единственным средством устранения сего должно быть исцеление природы и реальное освобождение от греховной спайки чувств, разума и тела. Бог неизменен в Самом Себе и по отношению к миру и не требует удовлетворения или компенсаций ибо Он самодостаточен и всеблажен.

Прекрасным изображением двух спасений (общего – по благости Божией и личного – по чистоте сердца) является притча о званных на пир (Мф. 22:2-14). Господь призвал всех. Откликнулись (т.е. поверили в Него) многие. Но когда пришёл Господин, то проявившие личное нерадение были извержены вон. Да, мы (христиане) откликнулись на брачный пир, но все ли мы в брачных одеждах? Как видно из притчи, это определится не ранее пришествия Господина.

С кем бы падший человек ни сотрудничал, он не перестаёт при этом быть падшим, т.е. подверженным искушениям и изменчивости, а посему не может, полагаясь на надёжность другого, гарантировать надёжность свою. Господь обещал дары и помощь (2Пет. 1,3), но Он не отнимает свободы, человек не становится марионеткой в Его руках. Доколе человек жив, он – свободен. Доколе свободен – может грешить, а значит (порой и незаметно для себя) отчуждаться от Бога (т.е. спасения).

Поэтому даже у апостолов не было железной уверенности в личной спасённости. Приняв благовестие всем сердцем и служа Богу ревностно и честно, апостол Павел тем не менее не успокаивал себя «уверенностью в спасении», а всё же опасался, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным (1Кор. 9:27). И, мысленно прозирая Страшный Суд, писал: Только бы нам и одетыми не оказаться нагими (2Кор. 5:3). Ибо много званных, а мало избранных (Мф. 22:14). Об этом же опасении пишет он и в послании к евреям: Посему будем опасаться, чтобы, когда ещё остается обетование войти в покой Его (т.е. в Царство Божие), не оказался кто из вас опоздавшим. Ибо и нам оно возвещено, как и тем; но не принесло им пользы слово слышанное, не растворенное верою слышавших (Евр. 4:1-2). Говоря «нам» и «мы» апостол разумеет христиан, ибо послание писано к «братьям святым, участникам в небесном звании» (3:1). Непосредственно раскрывает этот вопрос ап. Павел в послании филиппийцам: Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе. Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить (Флп. 3:12-15). Апостол склонен был даже свидетельство совести о своей чистоте не рассматривать как основание для уверенности в оправдании на конечном Суде. В первом послании коринфянам он пишет: ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения (1Кор. 4:4-5).

В чем разница между «О Боже, я спасен!» и «Господи, помилуй!»…

Заповеди Христовы есть не просто повеления или прихоть Бога. Все они основаны на реальной необходимости заповеданных свойств человека. Это – спасительные лекарства для погибающего. Блаженны чистые сердцем – говорит Спаситель. Но говорит Он так не потому, что Ему такие больше нравятся, а единственно потому, что иначе человек Бога видеть не может.

Блаженны нищие духом – не потому, что такова воля Бога-Царя, а потому что только в этом состоянии души можно войти в Царствие Божие. Доктор не награждает и не наказывает за послушание, но само послушание есть условие успешного спасения от смертельной болезни. Таким образом, «заповеди блаженств» это условия спасения человека.

Православие для протестантов с их доктриной — «Мы уверовали в Бога, Бог нас спас» остаётся непонятным. И даже обыкновенная православная молитва для них представляется простым перечнем нужд и «бесконечных воплей о помиловании: «Господи, помилуй! Господи, помилуй! Господи, помилуй!». «И действительно,- возмущаются их богословы, — какое надо иметь превратное понятие о Боге любви, чтобы говорить Ему сорок раз подряд: «Господи, помилуй!», повторять эту молитву о помиловании из года в год, на протяжении многолетней жизни и не иметь уверенности в том, что Бог услышал и Бог помиловал». В том-то и дело, что именно вера в то, что мы будем услышаны и помилованы, делает нашу молитву часто повторяемой, а всегдашнее осознание себя грешниками делает её постоянно употребляемой.

Объяснить причину непонимания такой простой молитвы протестантами можно только их языческим пониманием молитвы. Возражение строится так, словно это Богу необходимо донести информацию о наших нуждах и Он, узнав о чём мы Его просим, принимает решение. Они (язычники) думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, — говорит Спаситель, — ибо знает Отец ваш, в чём вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него (Мф. 6:7-8). Не Богу, а нам нужна непрестанная молитва (1Фес. 5:17) и непрестанное благодарение (1Кор. 1,4; Еф. 1,16; 1Фес. 2:13; 1Фес. 5:17; Евр. 13:15), наше сердце молитвою очищается (Пс. 50:12), а не то, чтобы Бог ею информировался или раздабривался.

Отчего в 135-м псалме (в конце каждого стиха) 26 раз звучит один и тот же возглас: «Ибо вовек милость Его»? Оттого, что сердце псалмопевца переполнено славословием! «Славьте Господа, ибо Он благ…». Когда же душа видит свою скверну, тогда переживаемое ею снова и снова заставляет стонать об одном и том же. Когда мать рыдает о потере своего сына и безутешно причитает: «О, на кого же ты меня оставил!», скажите, придёт ли на ум нормальному человеку (я уж не говорю — христианину) одёрнуть её, сказав: «Не повторяйтесь, мы это уже слышали!»? Вот так и душа христианская, когда теряет из сердца своё самое дорогое — Христа, то скорбит об этом не менее и кается и просит: «Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй…».9

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что учение о спасении в протестантизме глубоко чуждо тем словам, которыми учил Господь в Священном Писании. Те, кто хоть раз в жизни читал Заповеди в блаженств, отраженные в Евангелии от Матфея, могут понять, что процесс спасения – это тяжелый духовный труд, «узкие врата», «крест Христов», то что путем многолетних усилий приближает нас ко Христу, делает нас «преподобными», то есть способными воплотить в своей жизни Учение Христа и тем самым спасти себя и окружающих нас людей от того греха который живет в нас из за нашей духовной расслабленности в мире сем «прелюбодейном и грешном». Как и в окружающем нас, мире нет панацеи от всех физических болезней, как нет мгновенного финансового благополучия, так и в духовном мире всего нужно добиваться трудом, в соработничестве с Богом, осознавая свою немощь и прося у Господа «Боже милостив буди ми грешному», «Да не моя воля будет, но твоя» и Он, видя решимость нашу даст нам сил понести свой крест до конца и по исходу из мира сего сопричтит нас к овцам избранного своего стада.

С Богом!

1 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. — СПб.: Мирт,  2000. -С. 183.

2 Доктрины и устройство баптистских церквей. Пол Р. Джексон. Изд. «христианское просвещение», 1993. -С. 13.

3 Хлеб наш насущный. Изд. «World Wide Printing», 2001. —С12

4 Чарльз Райри. Основы богословия. — М., 1997. -С.  392.

5 Сэмюель Уолдрон. Современное толкование баптистского вероисповедания 1689 года. — СПб.: Мирт,  2000 -С.  250-251.

6 Чарльз Райри. Основы богословия. — М. 1997. -С.  354.

7  Миллард Эриксон. «Христианское богословие». — СПб., 1999. -С.  813.

8 Архиеп. С. Страгородский. «Православное учение о спасении». Изд. Казань, 1898г. репринт М. 1991. -С.  161-162.

9 Вячеслав Рубский, иерей

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели