Что такое деструктивная секта

Если к вам на улице подойдет улыбающийся молодой человек и попросит у вас минутку внимания, чтобы продать вам какую-нибудь щетку для мытья машин или затащить вас в туристическую фирму, в этом случае ответить отказом легко и просто. Гораздо сложнее, если прохожий интересуется вашей верой в Бога и приглашает на семинары по изучению Библии: соглашаясь, вы, сами того не ведая, отдаете себя во власть мошенников от религии.

Итак, религиозные секты. Нынешнее законодательство достаточно благоприятствует их процветанию: любые десять человек могут зарегистрироваться как религиозная организация — государство освобождает ее от налогов и вообще дает «зеленую улицу». А вербовать доверчивых людей, играя на ихлучших чувствах, сейчас проще простого: в обществе царит атмосфера отчуждения — чем заполнить духовный вакуум? Неудивительно, что, например, в разгар деятельности «АУМ сенрике» в мае 1994 года в эту секту было вовлечено 48 600 россиян. К концу 1998 года в стране было зарегистрировано более 6 тысяч организаций сектантского типа, а в настоящий момент 500 тысяч несовершеннолетних и 1 миллион молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет находятся под влиянием религиозных культов.

Что же такое секта? Иначе ее еще можно назвать деструктивный культ или культовое новообразование. Это организация, провозглашающая религиозные цели, но отделяющая себя от традиционных религиозных конфессий. Она обращается к духовным потребностям любого нормального человека: поиск смысла жизни, вера в бессмертие души, избавление человечества от страданий и просто самосовершенствование. Эта «вывеска» и привлекает новичков. На самом же деле большинство сект преследует самые что ни на есть меркантильные интересы: обогащение элиты за счет финансовой и физической эксплуатации рядовых членов и завоевание власти. Для этого выстраивается иерархия — с железной дисциплиной, беспрекословным повиновением «учителю», принципом утаивания главных задач (правду .знает лишь узкий круг, и сектант постепенно посвящается в планы «учителя» — по мере продвижения по «служебной» лестнице). Не правда ли, эта система очень похожа на модель государства? Те же механизмы власти, та же идеологическая обработка «низов». Не зря специалисты — юристы и психологи — называют религиозные секты тоталитарными. В радикальном своем проявлении эти религиозные структуры еще более опасны, чем мафиозные кланы. Не случайно именно по принципу религиозных сект построены практически все современные экстремистские и террористические организации. Впрочем, как и противостоящие им государственные силовые структуры…

Людей, принадлежащих к одной из мировых религий, объединяет общее понимание ценностей и принципов, а сектантов — более всего авторитет учителя и личные отношения с другими членами секты. Отсюда некоторая организационная рыхлость больших религий и противостоящая им железная организованность сект, стремление полностью завладеть человеком, контроль за всеми сторонами жизни члена секты. Зомбирование является одним из многочисленных методов психологической обработки адептов сект, позволяющим контролировать их психику и управлять поведением. Секты оказывают крайне деструктивное воздействие на здоровье на всех уровнях функционирования общества: индивидуальном (уровне личности), микросоциальном (уровне семьи, социальной группы, трудового коллектива), макросоциальном (уровне всего общества).

Сектантство и молодое поколение

Для современного сектантства характерно усиленное внимание к молодому поколению. Это в первую очередь касается протестантских и исламских сектантских течений, ибо идущие к распаду старые русские секты индифферентно относятся к миссионерской деятельности. Что же касается, например, сектантских объединений протестантского типа, то они правомерно связывают свое будущее с притоком свежих сил. Руководители общин, помимо прочего, понимают, что молодежь, у которой не сформировались в полной мере мировоззренческие принципы, система убеждений, легче «обработать», подчинить своему влиянию. Во многих предписаниях верующих родителей наставляют в необходимости воспитывать детей «в вере», и зачастую сектантские общины пополняются именно за счет детей верующих.

И евангельские христиане-баптисты, и адвентисты седьмого дня, и свидетели Иеговы, и пятидесятники, и менониты постоянно напоминают о том, что юное поколение — объект, требующий к себе пристального внимания, активной миссионерской работы. В предписаниях адвентистов седьмого дня, в частности, говорится: «Родители не должны забывать о великом миссионерском поле в своих семьях. Бог возложил на каждую мать священную обязанность, даровал ей детей. Бог говорит:

«Возьми этого сына или эту дочь, воспитай для меня, отполируй их характер, как драгоценности для царского дворца, чтобы им сиять в чертогах господних всегда».

Подобным образом наставляют верующих родителей идеологи иеговизма. В журнале «Сторожевая башня» иеговистский автор пишет: «Родителям придется держать ответ не только перед своей совестью, но и перед Иеговой, сделали ли они все для того, чтобы указать детям путь к спасению».

Как завлекают и обрабатывают

От людей утаивают информацию или просто искажают ее. Но этот обман — детские шалости по сравнению с психологическим программированием, которому подвергаются рядовые сектанты. Для этого применяется «контроль сознания».

Сначала новичок попадает под групповое давление и так называемую бомбёжку любовью. Ему твердят, что Бог его любит, что он избран для какой-то высокой миссии, что мир погряз в грехах и только в их «семье» люди умеют любить друг друга, — в результате у человека пропадают сомнения и возникает потребность войти в эту «семью». Используются игры, подобные детским, групповое пение, объятия, прикосновения и лесть.

«Семья» отделена от остального мира. Эта изоляция отбивает у сектанта желание сопоставлять слова «учителя» с реальностью.

Используются техники, останавливающие мышление. Монотонное пение и повторяющиеся действия вводят человека в состояние сильной внушаемости.

Под предлогом создания близости с «семьей» новичка заставляют признаваться в его былых «грехах». Цель — вызвать страх и вину, сделать его эмоционально уязвимым. Для этого применяют и угрозы, явные или прикрытые, а также чередуют наказания и награды.

Поощряются отказы от сна под маской духовных упражнений.

Недостаточное питание преподносится как диета для достижения высокой духовности или часть ритуалов.

Новичку не дают оставаться одному, чтобы он не имел времени поразмыслить. Наоборот, максимально загружаются все его каналы восприятия, в первую очередь — слух, зрение и осязание. В результате за короткое время его прежние ценности заменяются на новые.

Что же происходит с человеком, попавшим в секту? С его точки зрения: он видит божественный свет, познает истину или, например, получает откровение.

С точки зрения медицины, у него развиваются новые психические качества, которые в международной классификации болезней называются «зависимое расстройство личности» (перекладывание на других права принимать решения, подчинение своих потребностей потребностям других людей, страх одиночества и т. д.). Говоря проще, человек впадает в детство. Ему предлагается мироощущение ребенка, и он его принимает. Более того, он вынужден полностью отказаться от собственной индивидуальности, от своего «я» в угоду интересам секты. Известно, например, что «Церковь единения» имеет промышленные предприятия во многих странах мира и сектанты вынуждены работать на них за мизерную плату. Почти все секты требуют, чтобы «новообращенные» отчисляли им значительную часть своих доходов и переписывали на них свое имущество.

Как вывести человека из секты

Это и есть основная проблема. Человек уходит туда добровольно — покидать новообретенную «семью» он не намерен, потому что счастлив в ней. «Семья» в свою очередь яростно борется за каждого члена, если родственники пытаются спасти его.

В США выработано два способа извлечения людей из деструктивных культов. Первый — депрограммирование — заключается в том, что человека насильно увозят из секты, запирают в четырех стенах и сообщают страшную правду, которую ему совсем не хочется слушать: о том, как ему «промыли мозги», о том, какой коварный обманщик его «учитель», и т. д. Метод жестокий, но эффективный. Однако он сопряжен и с юридическим риском: секты возбуждают против родителей судебные иски и часто выигрывают их.

Второй способ более гуманный. Он называется «консультирование о выходе»: родственники приглашают психологов, и они с добровольного согласия культиста сообщают ему всю информацию, которую от него утаивает руководство секты. После этого человек сам делает выбор: вернуться ему в секту или нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели