Христианство и кришнаизм. Что общего у света с тьмой?

«Господь Иисус говорит, что он — сын Бога.

Он не Бог, а Его сын… Между Богом и сыном

Бога не может быть ссор. Иисус говорил: «любите Бога»,

а Кришна, Верховная Личность Бога, говорит:

«любите Меня». Это одно и то же»

Шрила Прабхупада

«Я Яма, Бог смерти… Я всепожирающая смерть…

Я есть время, великий разрушитель миров,

и Я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей»

Слова Кришны о себе в «Бхагавад-Гите как она есть» 1

«Международное Общество сознания Кришны» (MOCK)2 очень активно действует в современной России. Российское отделение секты называется «Центр обществ сознания Кришны в России».

Распространено мнение, что кришнаиты — хорошие, открытые ребята. Конечно, странные: бреют головы, оставляя запорожский «оселедец» на затылке, ходят в оранжевых занавесках и уж слишком пристают на улице со своими книгами, угодливо заглядывая в глаза, но зато они вегетарианцы и мухи не обидят. Что на них все так «наезжают»? К тому же они — мученики: при советской власти их сажали, а они страдают только за свой пацифизм.

Каждый из нас видел кришнаитов на улицах городов, по телевидению, они давно стали привычной частью нашей жизни. Их любят снимать, они экзотичны и «украшают» собой нашу серую действительность. И правда, если поговорить с этими ребятами, то многие из них производят впечатление чистых и искренних людей. Действительно, многие из рядовых кришнаитов такими и являются. Но вопрос, как всегда, не в личных качествах того или иного сектанта, потому что эти люди — жертвы, а в принципах самого учения. И, конечно, в людях, жертвами которых стали эти ребята, а также в создателях учения: история показала, что по приказу своих руководителей рядовые кришнаиты, не задумываясь, шли на преступления. Кришнаитские книготорговцы, которых мы встречаем на улицах, — жертвы обмана, но они (вольно или невольно) стремятся обмануть и нас.

Кришнаиты – псевдоиндуисты

Все кришнаиты говорят о себе, как о последователях традиционной «индийской религии» и (особенно при первом знакомстве) не говорят о том, что даже если у них и есть преемство от индуизма, то лишь от одной из его ветвей, с которой не согласно даже большинство индийских школ. Кришнаиты говорят о себе, как о «вайшнавах», тех, кто покланяется богу Вишну. Но редко признаются в том, что большинство вайшнавов во многих важных вещах с ними не согласны. Например, большинство индусов считают Кришну воплощением (аватарой) Вишну. Кришнаиты и гаудия-вайшнавы утверждают, что напротив – Вишну это проявление Кришны. Это все равно как назвать Аллаха пророком Мухаммеда. Не удивительно, что «Господа Чайтанью» (основателя индийского кришнаизма) большинство индусов аваторой Вишну не считает. Но какое нам дело до внутренних противоречий в индуизме?

Все очень просто. Как западные кришнаиты выдают себя за индуистов, так иногда они выдают себя и за христиан. Эту очень странную традицию завел еще их основатель – Прабхупада3. Но кто такой сам Прабхупада? Абхай Чаран Де (его имя до монашества) происходил из варны (касты) вайшьев – торговцев. При чем принадлежал к суварна-ваник – торговцам золотом и ростовщикам. И хотя у гаудия-вайшнавов принадлежность к касте имеет меньшее значение, чем у других индусов, на уровне его религиозного образования это должно было сказаться. Вайшьев религиозным предметам все равно учили меньше чем кшатриев (войнов) и гораздо меньше, чем брахманов (жрецов). Так было бы и с ним. Если бы его не отдали в английский колледж. А потому удивляться каким-то странным вещам уже не приходится. Представьте, как было бы удивительно, если бы один крестьянин объявил другого князем? Так еще более удивительно, что один не-брахман стал возводить в брахманы других не-брахманов. Такого крестьянина назвали бы «вором», государственным преступником, а крестьянина, назначенного им князем, объявили бы самозванцем.

«Кришна – это не Христос»

При беседе с кришнаитами они вполне могут назвать себя и индуистами и христианами одновременнно. Да еще и большими христианами, чем православные, протестанты или католики.

И это не какая-то случайность. Вовсе нет. Эту странную маскировку применял еще сам Прабхупада. С одной стороны это понятно. Ведь проповедуя на Западе, он не мог не встречаться с христианами. Да и кому еще он мог проповедовать там? Все, к кому он обращался, были христианами (хоть часто и формальными). Тут можно было или прямо сказать, что кришнаизм отрицает Христа и считает христианство ложным, или попытаться встроить христианство в кришнаизм для того, чтобы незаметно встроить туда и самих христиан, решивших послушать его рассказы об индийской духовности. Вот что пишет сам Прабхупада: «Сознание Христа – это тоже сознание Кришны, но так как в наше время люди не выполняют правил и предписаний христианства, не следуют заповедям Иисуса Христа, они не достигают уровня сознания Бога».4

Одной из тем для разговора для кришнаитов: «Кристос» — греческий вариант слова «Кришна»… когда мы обращаемся к Богу, называя Его «Христос»… или «Кришна», мы имеем ввиду одну из и ту же всепривлекающую Верховную Личность Бога». Все это, конечно, звучит красиво, но совершенно ни на чем не основано. Давайте, разберемся с этим.

Во-первых, чтобы «Кристос» было греческим вариантом «Кришна» эти слова должны иметь хоть примерно похожее значение. Прабхупада говорит, что «Кришна» значит «всепривлекающий». Западные ученые – что «черный». Но ни то, ни другое на значение слова «христос» не похоже. Ведь «христос» в греческом означает «помазанный» (на царство). Христами называли греческих царей. Но станут ли кришнаиты утверждать, что Менелай, Агамемнон, Одиссей, Приам или Леонид (предводитель трехсот спартанцев) все одновременно были аватарами Кришны? А если да, то пусть приведут ссылки хоть на Гомера, хоть на свои ведические писания. А заодно объяснят, как это «Кришна – Одиссей» оказался игрушкой в руках «полубогов» Посейдона и Афины. Кришна сам с собой воевал, сам себя убил и сам разрушил свой город? В Ветхом Завете было больше двадцати царей Израильских и Иудейских. Все они были помазанными, «христами». Они тоже были Кришнами? Или Петр Первый? Но если нет, то получается, что «кришна» это просто титул человеческих правителей.

Во-вторых Христос не имя. Это титул, ставший как бы вторым именем Иисуса. При чем, Христос это греческий перевод еврейского «Мошиах», «Мессия». Так как Христос говорил на арамейском, то Сам Себя называл Мессией, что уж совсем на «Кришну» не похоже.

3. В греческом языке нет слова «кристос». Слово «христос» читается через «х». «Христос» иногда читается как «кристус» на латыни. Но это не латинское слово, так что и латинское произношение тут мало что значит.

Теперь давайте поговорим об облике этого «лжехриста»:

В Евангелии говорится, что «Бога не видел никто никогда» (Ин.1:18), потому что «человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх.33:20). «Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). Итак, в Евангелии прямо говорится, что до воплощения Христа никто никогда не видел Бога. Что же говорится от этом в Кришнаизме?

Конечно, Арджуна (герой «Бхагавад-Гиты») видел Кришну, как человека. И тут уже есть противоречие. Ведь по Евангелию Бог один раз являлся во плоти и это – Иисус Христос. Арджуна просит Кришну: «яви свою безграничную вселенскую сущность» (БхГ.11:4). Кришна ответил ему: «Арджуна, сын Притхи, созерцай же теперь мое великолепие… Я наделяю тебя божественным зрением. Узри мое мистическое могущество» (БхГ. 11:5-8). Что же увидел он? Может быть то, что открыто в Евангелии? Что «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы» (1Ин.1:5)? Что «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» (Ин.1:4)? Нет. Вот что увидел Арджуна: «23. …все планеты и их полубоги ввергнуты в смятение видом Твоей великой формы с ее многими ликами, глазами, руками, бедрами, ногами, чревами и многими устрашающими зубами…25. О Владыка всех владык (имеется в виду Кришна – д.А.Б.), прибежище всех миров… Я не могу сохранять равновесие при виде твоих пламенеющих смертоносных ликов и устрашающих зубов. Я совершенно растерян. 27. И я вижу, как головы некоторых, застревая между Твоими зубами, сокрушаются ими. 28. Как воды многих рек текут в океан, так и все великие войны входят в твои горящие зевы. 29. О Вишну, я вижу, как ты поглощаешь всех людей со всех сторон Своими пылающими ртами. Ты покрываешь все вселенные Своим сиянием, и сжигающие лучи исходят от Тебя» (БхГ. 11). Такой бог, уничтожающий вселенную вызывал ужас даже в Арджуне. «Я хочу знать, кто Ты и какова Твоя миссия» (БхГ. 11:31). И Кришна ответил ему прямо: «Я есть время, великий разрушитель миров, и я пришел сюда, чтобы уничтожить всех людей. Кроме вас, все войны с обеих сторон погибнут» (БхГ. 11:32). В другом месте о себе он говорит: «Я – Яма, бог смерти» (БхГ. 10:29). Здесь, конечно, могут возразить, что и Бог в христианстве допускает смерть, даже использует ее. Что и в христианстве Бог – судья, карающий даже вечными мучениями. Но «Бог смерти не сотворил» (Прем.1:13). Св. Григорий Палама, один из авторитетнейших святых отцов в православии так толковал это: «смерти же Он не велел быть, но предсказал, что она будет на основании преступления» («О смерти и покаянии»). И наступит время, когда «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4).5

Мы поговорили о образе Кришны, а как отличается его поведение от поведения Христа?

Изучая жизнеописание Кришны, мы можем найти в Прем Сагаре6, например, следующий эпизод: «Однажды юные браджанки целою толпою пошли купаться не безлюдный берег. Придя туда, они одежды сняли; сложили их на берегу, вошли нагими в воду…»7. Далее рассказывается, как Кришна похищает одежду девушек, а потом требует, чтобы они выходили из воды, не прикрывая тела руками, а подходили к нему, высоко подняв руки, и из его рук забирали свою одежду. Помимо того, в своем жизнеописании Кришна предстает многоженцем8 и убийцей.9 Подражая своему учителю, в Индии не раз возникали секты, которые вводили откровенно чувственные обряды, повторяя на практике деяния своего бога и учителя Кришны.10 Каков был характер данных обрядов нетрудно угадать из примера поведения Кришны с купающимися девушками. Представить себе Христа на месте Кришны просто невозможно: настолько сильно отличаются их образы. Кришна пропитан эротизмом, Христос свят, Кришна богат и живет в роскоши, Христос же говорит о Себе: «Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8.20), Кришна убивает людей, Христос приносит Себя в жертву за них. Образы Христа и Кришны противостоят друг другу, пытаться их совместить можно, только полностью исказив Священное Писание и вместо исторического Христа ввести Его кришнаитское представление о Христе.

Выводы, как говориться, делайте сами…

Нравственное учение кришнаизма

Если мы откроем «Бхагавад-гиту как она есть», то в тридцать шестом стихе десятой главы можем прочитать: «Из мошенничеств Я (Кришна) – азартная игра»11, далее, комментируя данный стих, Прабхупада пишет: «Во вселенной существует множество мошенников разного рода. Из всех видов мошенничества азартная игра стоит выше всех и потому представляет Кришну, Кришна, будучи Всевышним, может быть более вероломным, чем любой простой человек. Если Кришна решил обмануть человека, то никто не сможет превзойти его в коварстве»12. Итак, Кришна является лучшим мошенником, т.е. лжецом. Необходимо отметить, что мировоззрение кришнаитов принципиально отличается от христианского, в частности принципиально иным является отношение ко злу. В его основе лежит представление о том, что весь мир — это игра Кришны, что все есть Он. Если все есть Бог, значит, и зло имеет своим источником Бога, следовательно, зло является относительным понятием: то, что мы считаем злом, в действительности им не является. Поясним: для кришнаита любое деяние в своем высшем проявлении есть Бог. Поэтому и зло, в частности обман, в высшем своем проявлении есть Кришна. Но христиане придерживаются принципиально иного мнения по этому вопросу. В христианстве отцом лжи называют дьявола: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). С точки зрения христианского мировоззрения, традиция, утверждающая, что ее кумир — лучший лжец в мире, имеет своим основателем отца лжи, ибо кто может превзойти его в этом деле?

Не могут не насторожить христианина и следующие утверждения Бхагавад-Гиты в переводе Прабхупады: «Я (Кришна) – всепожирающая смерть…»13; «…Я (Кришна) также – олицетворенная смерть»14; «Я (Кришна) – Яма, бог смерти…»15. В Священном Писании сказано: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью дьявола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его» (Книга Премудростей Соломона 2:23-24). Как сказано в приведенных выше словах Священного Писания, смерть вошла в мир через дьявола, он есть — человекоубийца. Для христианина смерть — враг, в Священном Писании о смерти сказано: «Последний же враг истребится – смерть» (1 Кор.15:26). Христос «… есть воскресение и жизнь (Ин.11:25), в Нем нет смерти, Он — ее Победитель. Если Кришна есть смерть, а к смерти обращены слова Христа: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1 Кор.15:55), то возникает вопрос: кто же Кришна в действительности?

Заключение

Каким же будет мир, если к власти придет Международное общество Сознания Кришны? Сущность «обновленного богом-Кришной миропорядка» сформулирована учеником Прабхупады — Харикешей Свами (Бобби Компаньолой), в его книге «Варнашрама – манифест социального душевного здравия»16: «во главе государства встанет руководство секты, все средства массовой информации окажутся под жесткой цензурой кришнаитов, будет введена раздельная система образования тех, кому уготовано править, т.е. кришнаитов, и всех остальных, — тех, кто должен их обслуживать. Всем, кто не согласен с кришнаитскими законами, будут уничтожены» В общем, образ «нового общества» во главе с МОСК во многом напоминает Германию тридцатых-сороковых годов двадцатого века.

Как говорит Священное писание: «По плодам их узнаете их» (Мф. 7:16)

Таким образом, можно сделать вывод, что кришнаизм не имеет абсолютно ничего общего с христианством. Если даже представители традиционного индуизма избегают этих «самозванцев», когда они из разных стран приезжают в Индию, и не пускают их ни в свои дома ни в свои храмы, то нам, православным христианам, нужно четко усвоить, что кришнаизм – это глубоко чуждая, псевдоиндуистская, ярко антихристианкая религиозная доктрина, увлечение которой, без сомнения, ведет к вечной смерти души человека (ибо сам Кришна признает себя богом смерти), что за яркими образами его представителей нужно различать плоды их веры и то к чему в действительности они стремятся.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 11:15).

С Богом!

1 Гл. 10, тексты 29,34; Гл. 11. текст 32

2 От англ. «International Society for Krishna Consciousness-(ISKCON)

3 Абха́й Чаранарави́нда Бхактиведа́нта Сва́ми Прабхупа́да (1896 — 1977) — индуистский вайшнавский религиозный деятель и проповедник; автор, переводчик и комментатор священных писаний индуизма; основатель Международного общества сознания Кришны (МОСК)

4 Прабхупада «Наука самоосознания»/ TBBT 1991, с.29

5 Андрей Белоус, диакон, Отечество.Ua — 10.03.2010.

6 Том первый (и единственный) из серии книг под общим названием «Легенды о Кришне»

7 Легенды о Кришне. Жизнь и Учение // Лалу Джи Лал. Прем Сагар. -М.: Одиссей. 1995. — С.138.

8 Там же. — С.293.

9 Там же. — С.195

10 Например, этим занималась секта Сахаджия. См.: Димешвар Рам Авадхута. Тантра постижения высшей реальности. СПб., 1992. — С.14.

11 Шри Шримад А.Ч.Бхактиведанта Свами Прабхупада. Бхагавад-гита как она есть. Бхактиведанта Бук Траст. -С.520.

12 Там же. -С.520.

13 Там же. — С.517.

14 Там же. — С.459.

15 Там же. — С.514.

16 Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. — С.341-348.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели